Развивающие занятия
Сущность и особенность “Развивающей психологии”
Такие занятия нового типа компонуются на основе развивающих игр и упражнений, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно; они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:
Каждый вид психического процесса представляет собой набор задач; которые ребенок решает с помощью разных фигурок, цвета, цифр, слов и притом самостоятельно.
Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации, познания мира и действий в нем.
Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.
Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.
Нельзя поэтому объяснить ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.
Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил поставленную перед ним задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
В развитии восприятия решение задач предстоит перед ребенком в виде рисунка, узора или сооружения каких-то фигур, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставить наглядно “задание” и самому проверить точность выполнения задания.
Развивающие игры позволяют каждому подняться до потолка своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.
Занятия по “Развивающей психологии” позволяют разрешить сразу несколько проблем, связанных не только с развитием психических процессов, но и с развитием творческих способностей:
Во-первых, развивающие игры и упражнения могут дать “пищу” для развития психических процессов с дошкольного возраста, а также и для творческих способностей;
Во-вторых, их задания – ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; каждый раз самостоятельно до своего “потолка”, ребенок развивается наиболее успешно;
В-третьих, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;
В-четвертых, играя в эти игры и упражнения со своими учениками, детям дается возможность самим размышлять и принимать решения, не делать за них то, что они могут и должны сделать сами.